В поиске своего «места под солнцем» человек опирается как на собственные ресурсы, так и на внешние условия среды. И то и другое переменчиво. Здесь цель гештальт-терапии – не столько осознавание, сколько развитие или восстановление у клиента способности творчески взаимодействовать со средой, способности к саморегуляции.
Заблуждения, которые мешают исцелиться. «Изменив свое поведение я смогу вырасти духовно и эмоционально или изменить ситуацию» «Внутреннюю пустоту может заполнить только религия, или только отношения, или только деньги, или только…» «"Я сам справлюсь" или "Я ничего не могу изменить"» «Я не должен так реагировать и испытывать такие чувства» «Однажды процесс исцеления завершиться» «Оставив прошлое, двигайся вперед» «Важно как я поступаю, а не почему» «Зная истину и приняв волевое решение, я вырасту духовно и буду делать правильный выбор»
Изучая тему созависимости, исследуя понятие дисфункциональной семьи, становится понятно что такое нездоровые отношения и все чаще возникает вопрос - "а какими же должны быть здоровые отношения"? Безусловно для каждой семьи они будут иметь свои особенности, и каждый выбирает то, что считать нормальным для себя сам. И все же в психотерапии существуют некоторые общие принципы характеризующие "здоровье" отношений.
Эта статья посвящена тем, кто переживает, или никак не решается пережить, болезненное расставание со сложными, болезненными отношениями. Которые уже давно нужно прекратить, и это «нужно» — уже не интроект, а самая настоящая потребность. Почему не с человеком, а с отношениями? Это не случайная описка. Это действительно так, ведь зачастую болезненные, неудовлетворительные отношения суть продукт, как раз, отсутствия в них настоящего контакта с реальным человеком. Несостоявшаяся встреча, которую уже пора заканчивать… Из-за истощения, страдать нет больше сил. А ведь расстаться с человеком, так с ним и не встретившись — слишком трудная задача. Незавершенный гештальт (gestalt), как ни крути.
Знаете, чем заняты большинство психологов сейчас? Они учат людей чувствовать. Чувствовать себя, называть свои эмоции, быть со своими чувствами. Учат проживать жизнь...
Эти стадии применимы ко всем сферам жизни, в которых случилась травмирующая ситуация.
Так для трудоголика-ученого взрыв его лаборатории и потеря результатов экспериментов
равнозначен гибели близкого друга; для некоторых творческих личностей
непризнание их творчества (значимыми для них людьми) приводит к закрытию от
Мира; а кто-то вообще решает стреляться от того что прогорели все его
сбережения… Чтобы справиться с этой ситуацией организм включает какой-то из защитных механизмов - определенную модель поведения, которая со временем может уже стать не просто не нужной, но и разрушительной. Человек продолжает действовать автоматически определенным образом уже не соответственно условиям...