Среда, 05.02.2025, 21:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Свет и Сияние

Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи

Главная » Статьи » Психология и психотерапия

Баланс самоподдержки и поддержки в гештальт-терапии.

Самоподдержка и поддержка. Поиск баланса.

В поиске своего «места под солнцем» человек опирается как на собственные ресурсы, так и на внешние условия среды. И то и другое переменчиво. Здесь цель гештальт-терапии – не столько осознавание, сколько развитие или восстановление у клиента способности творчески взаимодействовать со средой, способности к саморегуляции. 
Для того чтобы достичь зрелости (психического здоровья),  клиент должен преодолеть свое стремление получать поддержку только из окружающего мира и научиться находить новые источники поддержки в самом себе. 
 Фокусируя клиента на его опыте в Здесь и Сейчас, терапевт направляет клиента на поиск самоподдержки, так чтобы он сам отвечал за свой выбор. 
Ф. Перлз говорил, что смысл психотерапии в расширении поддержки Селф (Self). Он противопоставлял самоподдержку, поддержке извне.
Главным условием как для опоры на себя, так и для саморегуляции является состояние равновесия, баланса. Условием достижения этого равновесия является осознавание иерархии потребностей. Основной составляющей равновесия является ритм контактов и отходов. Саморегуляция опирающегося на себя индивидуума характеризуется свободным протеканием и отчетливым формированием гештальта.
Если индивидуум не достиг зрелости, то он скорее склонен манипулировать своим окружением для удовлетворения желаний, чем брать на себя ответственность за свои разочарования и пытаться удовлетворить свои истинные потребности. Ситуация, в которой он не может воспользоваться поддержкой со стороны окружающих и опереться на самого себя, есть тупик. Зрелость заключается в умении пойти на риск, чтобы выбраться из тупика. Если индивидуум не рискует, то у него актуализируются ролевые поведенческие стереотипы, позволяющие манипулировать другими: он может выбрать роль "беспомощного", чтобы остаться зависимым, или роль "глупца", чтобы получить интеллектуальную поддержку (Perls, 1969). 
Жан-МариРобин  предлагатет больше рассматривать Селф (личность) не только как внутреннее образование, а как то место, где происходит контактирование. Контакт – это первый опыт, переживание, феномен поля. Самость (Self) - то место, где происходят переживания и опыт, встреча с новым, создание смыслов, значений.
Если работать с Селф – организмом, то, как терапевт, я буду поддерживать развитие ресурсов, способностей человека – самоподдержку. 
Если считать Селф – функцией контакта, процессом установления контакта, то и увеличение самоподдержки и внешней поддержки в терапии, будет поддержкой процесса контакта и творческого приспособления к полю. 
Перлз предположил, что для достижения зрелости и принятия ответственности за самого себя человеку нужно постепенно, один за другим, проработать все свои невротические уровни. Первый уровень - "клише". На этом уровне человек действует стереотипно.
 На втором "искусственном" уровне доминируют роли и различные игры. Человек манипулирует другими, пытаясь получить ту поддержку, в которой, по собственным предположениям, нуждается. 
За "искусственным" уровнем находится уровень "тупика", где отсутствует поддержка со стороны окружения и самоподдержка неадекватна. Это дискомфортный уровень, т.к. в "тупике" люди чувствуют себя потерянными, обманутыми и фрустрированными. 
После "тупика" следует уровень "внутреннего взрыва", или "смерти". Пройдя этот уровень, человек затрагивает свое истинное "Я", свою личность, которая до этого была "похоронена" под различными защитами. Перлз утверждал, что взаимодействие с уровнем "внутреннего взрыва" приводит к "внешнему взрыву" - проявлению истинного "Я".
Многие гештальт-упражнения сфокусированы на переживаниях на уровне "тупика". 
Терапевтическое взаимодействие создает безопасную критическую ситуацию, в то время как группа обеспечивает атмосферу безопасности, позволяющую принимать рискованные решения. Критический момент возникает в ситуации фрустрации, а фактор безопасности заключается в том, что для человека в этот момент нет никакой реальной угрозы. 
Отказываясь потакать членам группы, руководитель вынуждает их использовать собственные ресурсы.
 Другим фактором, создающим чувство безопасности, является то, что участник всегда имеет право отказаться от выполнения упражнения или прервать его в любой момент.
Таким образом, клиенту нужно сперва осознать и признать свою потребность в поддержке, затем научиться заявлять о ней открыто без манипулирования, далее искать внутренние и внешние ресурсы для реализации потребности, и наконец пойти на риск нового для него действия.
В этом процессе терапевт поддерживает равновесие между фрустрацией и поддержкой пациента. Терапевт скорее исследует, чем вознаграждает его желания - это и фрустрирует клиента. Контакт, предлагаемый терапевтом, несомненно, является поддерживающим, но его честность фрустрирующим образом действует на манипуляции. Проявляя себя в контакте, гештальт-терапевт сосредотачивает внимание на исследовании побуждений, крушений планов и надежд, потворства своим желаниям и слабостям. На манипуляции клиента терапевт отвечает их не-подкреплением, не-осуждением, не стремясь намеренно фрустрировать за подобное поведение.

По мотивам:
К.Э. Рудестам "Групповая психотерапия";   Жан-МариРобин. О своей профессиональной жизни и теории «Я» (Self); Гэри Йонтеф «ГЕШТАЛЬТ – ТЕРАПИЯ: ВВЕДЕНИЕ» - вводная глава монографии  "Осознавание, диалог и процесс в терапии".

Категория: Психология и психотерапия | Добавил: Yuishi (16.10.2014)
Просмотров: 3913 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Поиск

© 2025 Тренинги и семинары Киева — Самопознание.ру