Гештальт-терапия
(нем.Gestalt — фигура, образ,
целостность, личность (как роль), то, что
«из ничего» стало «чем-то») — направление
психотерапии, которое
способствует расширению осознавания
человека и посредством этого достижение
большей внутриличностной целостности,
наполненности и осмысленности жизни,
улучшение контакта с внешним миром в
целом, и с окружающими людьми.
Основные
идеи и методы гештальт- терапии разработали
Фредерик
Перлз,
Лаура Перлз и Пол Гудман. Основными
принципами являются актуальность
(работа в настоящем), стремление к
развитию осознанности и развитие
способности принимать ответственность
за свою жизнь.
Гештальт-терапия в
современной практике — подход, построенный
на основе философской
феноменологии (считается что телесные проявления клиента непосредственно связаны с его чувствами и наиболее актуальной потребностью в данный момент) и гештальт-психологии (теории
поля).
Гештальттерапевт
фокусирует внимание клиента на осознании
процессов протекающих в «здесь и теперь»,
в каждый момент настоящего времени.
Посредством этого гештальттерапия
развивает осознанность, ответственность
и восстанавливает способность к
переживанию своих реальных эмоций и
чувств.
Методы гештальттерапии направлены
на развитие целостного образа человека
в 5 сферах его жизни (С. Гингер):
Физическая.
Включает в себя все аспекты материальной
и физической жизни человека (материальное
благополучие, физическое здоровье,
сексуальная зрелость).
Эмоциональная.
Сфера эмоциональных переживаний,
чувства (любовь, радость, грусть,
восторг…) и способность к их выражению
и пониманию.
Рациональная.
Способности к рациональному мышлению,
планированию, анализу, способности к
творчеству, умение предвидеть и создавать
себя и окружающий мир.
Социальная.
Отношения с другими людьми, (друзьями,
коллегами, близкими) культурное
окружение, весь комплекс социальных
отношений человека.
Духовная.
Место и знания человека о самом себе и
окружающем космосе. Знание законов
жизни и духовные ценности и смыслы, на
которые опирается человек.
Основные
техники гештальттерапии—
осознавание, Осознавание - как процесс, это полная вовлеченность, включенность в процесс, объединяющая одновременно и восприятие и действие, всегда относится к ситуации "здесь-и-сейчас", соответствует актуальной потребности, характеризуется спонтанным сосредоточением и концентрацией. Осознавание = восприятие -> мышление -> когнитивные процессы -> эмоции -> действия –> восприятие… фокусировка
энергии,
принятие
ответственности,
работа
с полярностями. В гештальт-терапии существует представление, что в личности одновременно сосуществуют противоположности, полярности. Клиенту, жалующемуся на неуверенность, предлагается представить свою уверенную часть личности, попытаться пообщаться с другими людьми как уверенному человеку, пройтись уверенной походкой, провести воображаемый диалог между собственной уверенностью и неуверенностью. Человеку, которому трудно просить помощи у других, дается задание выпрашивать внимание участников группы, обращаться к ним с любыми, даже нелепыми просьбами. Подобное экспериментирование позволяет расширить зону осознавания у клиента таким образом, чтобы включить в нее ранее недоступный личностный потенциал.
монодрама.
Также:
замена
видения ситуации
активное
эмпатическое слушание
парафраз
доведение
проблемы до абсурда - круги (обратная связь от группы на проекции клиента)
«горячий»
стул, «пустой» стул «Горячий стул» — это место, на которое садится клиент, намеревающийся рассказать о своей проблеме. При этом взаимодействие осуществляется только между ним и ведущим группы, а остальные члены группы становятся безмолвными слушателями и зрителями и включаются во взаимодействие только по просьбе терапевта. По окончании сессии члены группы сообщают о своих чувствах, причем необходимо, чтобы участники говорили именно о чувствах, а не давали советы и не оценивали человека, сидящего на «горячем стуле».
«Пустой стул» используется для нескольких целей. Во-первых, на нем размещается значимый человек, с которым клиент осуществляет диалог, причем это может быть даже умерший человек, например отец, которому при жизни не были сказаны важные слова. Во-вторых, «пустой стул» может быть использован для диалога различных частей личности. Экспериментальную игру, связанную с диалогом частей личности, терапевт предлагает тогда, когда у пациента имеются противоположные установки, борющиеся между собой, порождая внутриличностный конфликт. Внутриличностные конфликты часто порождаются внутренним диалогом «собаки сверху» — долга, требований общества, совести, и «собаки снизу» — желаний, эмоций, спонтанности. Разворачивание этого диалога вовне оказывает терапевтическое воздействие. Техника «пустого стула» используется как для интеграции «частей» личности, так и для диссоциации с интроектами.
|